вторник, 12 июня 2012 г.

Билет №7: Понятие конфликта у представителей теории общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк).


Пессимистический подход наиболее четко выразил английский философ Томас Гоббс (1588—1679). В книге «Левиафан» он негативно оценивал человеческую природу. Человек, полагал он, по своей естественной природе является существом эгоистическим, завистливым и ленивым. Поэтому первоначальное состояние человеческого общества он оценивал как «войну всех против всех». Когда это состояние стало для людей непереносимым, они заключили между собой договор о создании государства, которое, опираясь на свою огромную силу, сравнимую лишь с мощью библейского чудовища Левиафана, способно избавить людей от бесконечной вражды. Таким образом, негативно оценивая человеческую природу, Т. Гоббс не видел другого способа преодоления порочности людей кроме применения государственного насилия.

Взгляды Джона Локка:
Из анализа работы Дж. Локка можно выделить ряд положений, дополняющих идеи Т. Гоббса и характеризующих судебную власть. Среди них наиболее значимыми, на наш взгляд, являются следующие:
  • судебная власть рождается из необходимости разрешать конфликты;
  • решение конфликта может быть беспристрастным только при условии, когда это осуществляется третьей, незаинтересованной в споре стороной;
  • общественная потребность в судебной власти как в особой форме разрешения конфликтов осознается обществом, возможно, раньше, чем потребность в других видах власти;
  • именно необходимость «судить конфликты» требует создания материально правовых норм и вместе с тем формирования законодательной власти;
  • только после этого возникает потребность в исполнении и поддержании этих материально правовых норм и исполнении судебных решений, что предопределяет соотношение судебной и исполнительной власти.


Кроме как сторонник теории общественного договора, Локк является и сторонником теории разделения власти. По Локку отказ людей от естественного состояния и переход к гражданскому обществу заключается в отсутствии единого центра, регулирующего отношения между людьми и разрешающего конфликты между ними, возникающие из-за взаимного несоответствия желаний людей. Единый центр можно понимать и в другой плоскости, а именно как власть без разветвлений.  Согласно Локку ввиду разделения власти (три ветви в его теории – законодательная, исполнительная и федеративная) происходит конфликт между ее ветвями. Не беря в расчет бюрократический аспект, в основе данного конфликта лежит элементарное стремление каждой из ветвей доминировать над остальными и максимально контролировать их деятельность. Аналогичная ситуация наблюдается и в борьбе государств за сферы влияния, чтобы усилиться в противостоянии на арене политических империй, а также среди членов социума в группах разного масштаба. Важен тот факт, что данный принцип действует не только в человеческом социуме, но также и животном (предметы конфликта в нем примерно те же по своей сути).

Комментариев нет:

Отправить комментарий