Проблематика
конфликта пронизывает все три главные направления творчества Макса Вебера:
- социологию религии,
- социологию политики
- социологию экономической жизни,
непосредственно
связанные между собой.
Проблема
конфликта красной нитью проходит через всю социологическую концепцию Макса
Вебера - социологию политики, религии и экономики. Однако в наиболее
развернутом виде проблема конфликта присутствует в социологии политики, где она
рассматривается на примере трех идеально-политических форм осуществления
власти: традиционной, харизматической и рационально-правовой.
Анализируя
современное ему общество, Вебер утверждает, что в основе политических конфликтов лежит противоречие интересов между
бюрократией и обществом. Это произошло в силу того, что бюрократия
превратилась в слой, имевший особые интересы, и что еще важнее, получивший
возможность осуществлять свою волю через систему государственных учреждений.
Не
меньшее значение проблема конфликта имела и в веберовской социологии религии, где он пришел к выводу, что
определенные конфликты, вызываемые противостоянием конечных ценностей, не могут
быть устранены никакой аргументацией или разъяснением позиций.
Помимо
«Хозяйства и Общества», проблематика
конфликта в социологии экономической жизни разобрана в работе «Протестантская
этика и дух капитализма», в продолжении которой Вебер написал сравнительный
анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических
условий, социальных факторов и религиозных убеждений.
Далее Вебер анализирует современное общество и приходит к выводу о том,
что капиталистическое хозяйство не нуждается больше в санкции того или иного
религиозного учения и видит практически в любом влиянии церкви на хозяйственную
жизнь такую же помеху, как и регламентация экономики со стороны государства.
Мировоззрение теперь определяется интересами торговли и социальной политики.
Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав победу, отбрасывает
ненужную ему опору. Подобно тому, как он в свое время сумел разрушить старые
средневековые формы регламентирования хозяйства только в союзе со
складывающейся государственной властью, он, может быть использовал и
религиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то, что концепция
наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох.
Отношение носителей
новых веяний и церкви складывались достаточно сложно. К торговцам и крупным
промышленникам церковь относилась достаточно сдержано, считая то, что они
делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в свою очередь, опасаясь
грядущего после смерти, старались задобрить Бога, посредством церкви, подарками
в виде крупных сумм денег, передаваемых как при жизни, так и после смерти.
Так
у Вебера в центре внимания находится конфликт
материального и идеального в интересах различных статусных групп,
характеризующихся собственными экономическими интересами, амбициями и
определенной системой жизненных ориентаций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий